Когда мы становимся взрослыми, то приходим к неизбежному пониманию, что все жизненные проблемы, с которыми мы рано или поздно сталкиваемся, оказывается, не требуют базовых знаний химии или тригонометрии. Нам попросту не преподают уроки решения проблем и преодоления трудностей. Нас не учат самой жизни. Да, ребенок впитает в себя какую-то часть школьных знаний, но жизненные уроки он не выучит. А жаль! Что не помешало бы ему запомнить еще на этапе средней школы?
1. Быть образованным не значит знать всё
Удивительно, но почти все школы сосредоточены на том, чтобы внушить ученикам, что знание чего-то означает глубокое его понимание. А это пагубно! Как ребенок научится думать и анализировать, если вы будете говорить ему, что все написанное в книге является единственной истиной? Этот тип слепой веры без вопросов препятствует развитию, он не даёт ребенку возможности мыслить аналитически. Он просто пичкает его определенным объемом информации – не более. Чем больше влезет – тем лучше.
2. Дипломы и научные степени не всегда важны
Высшее образование (а тем более научная степень) рассматривается как конечная цель. Путь к ней может быть сложным и тернистым, а по ходу у человека ещё и теряется желание творить и получать удовольствие от приобретаемых знаний. Однако установка на получение диплома, как признак социального статуса, который заставит нас чувствовать себя ценными и значимыми среди сверстников, настолько сильна, что мы редко обращаем внимание на реальные проблемы. В реальности же, в первую очередь упор следует делать на креативность и развитие своих способностей. Без этого человек теряется (даже с ученой степенью).
3. Неудачи полезны
Провал всегда был самым большим страхом у школьников и студентов. С детства нас учат, что неудача – это ужасно, и её следует избегать любой ценой, поэтому учите и зубрите всё-всё-всё. С этого момента растущий и развивающийся человек начинает забывать о том, что промахи и ошибки совершенствуют нас, ведь именно так мы учимся. Наши неудачи показывают нам разницу между правильным и неправильным. Страх перед ними, который мы впитали за годы обучения, к сожалению, только подтверждает, что вместо того, чтобы пробовать новые пути обучения, мы убегаем от сложностей, дабы позорно не провалиться.
4. Отдых – это не бесполезная трата времени
Свободное время для ребенка является синонимом игры, наблюдения или просто отдыха. Но с раннего детства дети узнают, что свободное время бессмысленно и бесполезно, а постоянные занятия и продуктивность – это то, что составляет цель и смысл в жизни. Продуктивность приравнивается к тому, насколько усердно ребенок учится или принимает участие в общественных мероприятиях. Любознательность закономерно остаётся на заднем плане. Детей же нужно учить тому, что расслабление и свободное время очень важны для «перезагрузки». Мы бросаем очень многие хобби потому, что переусердствовали и выгорели. Вспомните занятия в спортивных секциях или музыкальной школе! Свободное время и отдых нужны всегда.
5. Работа может приносить удовольствие
Нас учат, что нам нужен четкий план нашей жизни. После обучения, например, обязательно наступает этап неустанного поиска достойной работы, чтобы заработать на жизнь. Это предопределенные шаги. В результате маленький человек начинает думать, что работа – это деятельность, требующая крови, пота и слез. Это тяжелая задача, в которой никто не поможет. И это неправильное мышление! Работа всегда будет ассоциироваться с негативом, если её воспринимают как нечто обязательное и принудительное. Детям обязательно нужно объяснять, что любая работа может стать приятной, если относиться к ней с любовью и энтузиазмом.
6. Экзамены не оценивают уровень интеллекта
Экзамены являются единственным критерием проверки знаний и интеллекта. Очень ошибочный критерий, надо признать! В результате происходит разрыв между детьми, которые хорошо справляются с экзаменами, и теми, у кого это получается хуже. На самом деле, экзамены – это тесты памяти, требующие от детей запоминания фактов и формул. Они запомнят их ровно до момента сдачи экзамена – а потом с облегчением забудут. Детей нужно учить мыслить нестандартно и принимать себя в этой жизни без какого-либо давления или ощущения чувства вины. Это поможет построить будущее людей, которые будут осознавать себя как личность, а не бездумно мчаться по заранее запрограммированной жизни.